Организация питания туристов

Питание – неотъемлемая часть ведения гостевого дома. Хозяйства гостевых домов имеют преимущество перед обычными гостиницами в организации питания, поскольку гостевые дома обслуживают ограниченное количество гостей. При этом можно учесть вкусы и желания каждого гостя в отдельности.

Остановимся на санитарно-эпидемиологических требованиях, предъявляемых к организации питания. Высокие требования предъявляются к состоянию здоровья персонала гостевого дома. Для всех сотрудников, связанных с приемом и обслуживанием гостей, обязательно наличие санитарных книжек. Их оформляют в местном центре санитарно-эпидемиологического надзора. В санитарную книжку заносятся результаты бактериологического анализа и некоторых других исследований. В случае отсутствия санитарной книжки на владельцев гостевого дома органами санитарного надзора может быть наложен штраф и оформлено предписание о прекращении работы по приему и обслуживанию клиентов. К работе с клиентами не допускаются люди, страдающие инфекционными, некоторыми кожными и психическими заболеваниями. Турист, заразившийся инфекционной болезнью по вине владельцев гостевого дома, вправе подать гражданский иск в судебные органы. В этом случае по решению суда может наступить материальная и даже уголовная ответственность.

Соблюдение чистоты в помещениях, предназначенных для хранения продуктов питания и приготовления пищи, также является неотъемлемой частью соблюдения санитарно-эпидемиологического режима в гостевом доме.

Необходимо выполнять основные требования, предъявляемые к хранению продуктов:

  • наличие холодильников и шкафов для хранения продуктов;
  • соблюдение режима хранения продуктов (температура, влажность, вентиляция);
  • соблюдение сроков хранения;
  • запрещение совместного хранения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
  • соблюдение правил товарного соседства (готовая продукция не должна храниться вместе с сырыми продуктами или полуфабрикатами).

В связи с тем, что к предприятиям, предоставляющим услуги питания, предъявляются очень жесткие санитарно-эпидемиологические нормы, предпринимателям приходится идти по другому пути: оборудовать кухонный отсек соответствующей утварью. В этом случае предполагается, что турист должен готовить сам.

Данная концепция самообслуживания очень популярна в Европе. Она основана на предоставлении гостям возможности самим приготовить себе пищу по желаемому вкусу и в желаемом ассортименте. Концепция  самообслуживания полезна не только для хозяев,  но и для гостей. Надо отметить, что гости не только сами готовят пищу, но и убирают помещение, моют посуду, освобождая при этом хозяев. Инвестиции в организацию такого вида питания более чем окупаемы.

Если гости хотят самостоятельно отдохнуть в сельской усадьбе, то они готовят пищу сами. При этом в их обязанности входит обеспечение себя водой, мытье посуды и поддержание кухни в чистом состоянии. Продукты можно приобретать у принимающей семьи. Для этого хозяйка выращивает дополнительные овощи и зелень. Как правило, сельские семьи держат корову, птицу, кроликов, поэтому им есть, что предложить отдыхающим. Реализация продукции собственного подворья является для семей дополнительной статьей дохода, который не облагается налогами. Все овощи выращиваются с применением только органических удобрений и являются экологически чистыми.

Поскольку во всех селах есть продовольственные магазины, то гости смогут без проблем купить все остальные продукты: крупы, подсолнечное масло, муку, сахар, сладости, напитки и др.

В каждом сельском гостевом доме для туристов необходимо подготовить кухню с необходимым оборудованием: электрической или газовой плитой, шкафом для хранения продуктов, холодильником, столовой и кухонной посудой. Если питание входит в стоимость тура, то оно осуществляется в самой усадьбе. Для приготовления пищи хозяйка использует в основном продукты собственного производства. В случае экскурсионных поездок и походов хозяйке нужно подготовить туристам в дорогу сухой паек.

Виды питания, предлагаемые сельским туристским хозяйством, зависят как от потребностей гостей, так и от возможностей хозяев и хозяйства. Полноценное  питание ежедневно включает в себя: завтрак, обед и ужин. Неполное питание состоит из завтрака и ужина. Такой вид организации питания очень удобен для туристов, занимающихся спортом и активно изучающих окрестности.

При организации питания туристов необходимо помнить следующие правила:

  • узнайте пожелания гостя, зависит ли прием пищи от его вероисповедания, стойкости к аллергенам и т.д.;
  • информируйте гостя о своих фирменных домашних блюдах;
  • заранее согласуйте с гостем меню.

Настоятельно рекомендуется представлять клиентам подробное меню каждого завтрака. Расценки за каждую единицу продукта проставлять не обязательно, хотя это и рекомендуется.

Еще одним важным моментом организации питания в сельском гостевом доме является обслуживание иностранных туристов. Иностранные туристы весьма разборчивы в еде. В каждой стране в силу географических, культурных, религиозных, исторических и иных факторов и традиций сложились определенные вкусы и культура потребления пищи.

Например, американцы очень внимательно относятся к содержанию холестерина в продуктах питания, многие из них не употребляют молоко жирностью 3,2% и выше.

Японцы вместо хлеба употребляют рис. Для них рекомендуется варить рис японского производства, поскольку, по мнению японцев, его вкусовые качества выше, чем риса, выращенного в других странах.

Многие иностранцы предпочитают растительную (вегетарианскую) пищу, и обеспечить равноценное питание для них в российских условиях порой бывает трудно.

Вероисповедание гостей также налагает отпечаток на характер употребления пищи. Например, индусы не употребляют  пищу животного происхождения, а мусульмане и иудеи не едят свинину.

На завтрак можно приготовить омлет или яичницу. Можно уточнить у туристов, как приготовить яичницу, с желтком или без него, зажарить или нет, с салатом или без.

Обычно иностранцы едят жидкие каши. Предпочитают манку, а овсянка им незнакома. Каши следует чередовать. Подавать с теплым молоком, но отдельно от каши. Популярны блины с медом и вареньем. Хлеб, если нет тостера, следует подогреть в духовке, но не пересушивать и не пережаривать. Популярны горячие бутерброды, можно запечь хлеб в духовке с сыром или поджарить на подсолнечном масле. Можно сварить сосиски. Целесообразно включать в меню творог, но предпочтительнее – сырники. Обязателен йогурт. Обычно требуется большое количество чая и кофе. Кофе лучше молотый, а не растворимый. Рыбу на завтрак не подают.

Картошку рекомендуется отварить с вечера, утром нарезать на мелкие кубики, обвалять в панировочных сухарях и поджарить.

Европейцы предпочитают натуральные соки, а не те, которые продают в России, поскольку они содержат большие количества сахара. Наиболее предпочтительный сок для иностранного гостя – томатный. Он не содержит сахар и химические консерванты.

Можно подать на стол кипяченую холодную воду, пепси-колу и другие напитки, знакомые иностранцам. Однако, в основном они предпочитают негазированную питьевую воду. Желательно иметь замороженные ледяные кубики (из кипяченой воды!). Гостей следует предупредить об опасности употребления некипяченой воды.

Для многих гостей немаловажно обстоятельство, что расписание завтрака не фиксировано, как в обычных гостиницах и может быть перенесено даже на обеденное время. За дополнительную плату можно договориться с хозяином об обеде и ужине, а также получить некоторые другие услуги (например, угощение ягодами смородины, клубники, малины).


Поиск по усадьбам